Музыка и Чехов .

Рекомендательный список музыкальных произведений.

Составитель: Смирнова А.П.

 

ЧЕХОВ

ЧЕХОВ В МУЗЫКЕ.

Музыкальные произведения по чеховским сюжетам весьма разнообразны по своим жанрам. Здесь и опера, и музыкальная комедия, и мюзикл, и балет. Среди их авторов и отечественные, и зарубежные композиторы.

Чехов привлекает их своей музыкальностью, ибо его проза музыкальна сама по себе. К примеру, если из прозаического произведения писателя выбросить слово, фразу, абзац, то общий ритмический строй повествования будет нарушен. Подобное происходит при воплощении Чехова со сцены, с эстрады, в кино, при игре и чтении — любые купюры текста нарушают общий строй, мотив, мелодию произведения.

«Поражает мелодия чеховской речи, ее ритм, композиционная завершенность, поражает музыкальная грация повествования. И, конечно, не случайно Чехов сближал в своем восприятии литературу и музыку» (Балабанович Е. Чехов и Чайковский.- М.: «Московский рабочий», 1972).

Эту особенность писателя заметили музыканты и композиторы, положившие многие произведения Чехова на музыкальную основу.

Проза Чехова сама по себе насыщена музыкой, в ней вся гармония окружающего мира: шелест листьев, шум дождя, свист ветра, колокольный звон, звук фортепьяно, гитары или скрипки и даже, похожая на музыку, мелодия человеческого голоса. В.И. Немирович — Данченко говорил что,

«у Чехова люди внутренне наполнены музыкальностью».

Очевидно, что дружба Чехова и Чайковского была неслучайной, ибо помимо «родства душ» здесь явно ощущалась творческая близость. Чайковский слышал музыку в произведениях Чехова, а Чехов ощущал драматургию в музыкальных образах композитора. «Чехов на сцене был не только поэтом, но и чутким режиссером, критиком, художником и музыкантом. Недаром, говоря о Чехове, вспоминаешь пейзажи Левитана и мелодии Чайковского» (К. Станиславский). Внутреннее родство их произведений объясняется общностью эстетических взглядов и реализмом их творчества. Композитор, академик и теоретик музыки Б. Асафьев считал, что «.. .трудно представить без Чайковского «Трех сестер», «Вишневый сад» и ряд чеховских новелл…». И хотя Чайковский не создал ни одного музыкального произведения на чеховский сюжет, именно упомянутые Асафьевым произведения получили наибольшее воплощение в музыкальных произведениях композиторов.

В приведенный ниже список музыкальных произведений по чеховским сюжетам вошло более шестидесяти наименований. Не претендуя на исчерпывающую полноту, этот перечень, тем не менее, дает представление о том, как Чехов, его пьесы, рассказы, водевили реализовались в различных музыкальных жанрах.


Тематика произведений, положенных на музыку ограничена небольшим набором повторяющихся сюжетов. Так, насчитывается шесть музыкальных опусов на тему «Романа с контрабасом» и семь на тему «Медведя», которые чаще предстают в жанре комической оперы. Три оперы посвящены «Вишневому саду», пять — «Свадьбе», несколько — рассказам «Ведьма» и «Хирургия».

Обычно, это одноактные, реже двухактные спектакли, поскольку рассказы Чехова сами по себе коротки и лаконичны, но их глубина и значимость привлекают музыкантов.

Обращает на себя внимание большое количество зарубежных постановок на музыку европейских композиторов. Практически они составляют почти половину всех музыкальных произведений, представленных в списке. Чаще всего это жанр музыкальной комедии. Так, например, водевиль «Медведь» под разными названиями («Мужлан», «Чудовище») представлен семь раз. Из них шесть принадлежат зарубежным авторам. То же можно сказать о «Романе с контрабасом» или «Хирургия». Очевидно, иностранцев привлекает совершенно необычный чеховский юмор, не похожий на их собственный, и сюжетные ситуации, возможные в одной лишь России.

Среди отечественных композиторов наблюдается повторение имен: один и тот же автор неоднократно обращается к различным произведениям Чехова. Так, музыкальные соавторы В. Власов и В. Фере создали две оперы: «Анна Петровна» и «Ведьма». Заметим, что на сюжет рассказа «Ведьма» было написано еще три сочинения, два из которых — зарубежные.

Композитор И.Прибик трижды обращался к Чехову, к его юмористическим рассказам, написав смешную трагикомическую оперу «Забыл», а также «Радость» и «Антрепренер под диваном».

Две по — настоящему хорошие оперы сочинил А.Холминов: «Ванька» и «Свадьба». Обе они с успехом шли несколько сезонов в постановке Б.Покровского в театре Камерной оперы в Москве, а также в других музыкальных театрах России.

Известный бард и композитор Сергей Никитин со своими постоянными соавторами — режиссером и либреттистом — создал три музыкальных произведения по Чехову. Особенно интересно написан и поставлен водевиль «Предложение» под названием «А чой-то ты во фраке?» (1992 год). Музыка написана в современной манере с явной ориентацией

на шлягерность, мелодии сразу запоминаются. Прекрасно использованы в музыке Никитина «цитаты» из классических опер, уместна дурашливая условность капустника и ежесекундный юмор. Оригинально и смешно решены балетные сцены в исполнении драматических актеров.

Никитину и его соавторам — либреттистам Ю. Киму и Д. Сухареву принадлежит еще две комические оперы: «Юбилей» и «Третье направление» по рассказам Чехова.

В числе удачных опер следует отметить хорошую, полнометражную и серьезную оперу В. Рубина «Каштанка» (1989). Здесь автор либретто использовал стихи И.Бунина, И.Анненского, К.Фофанова, Ф.Сологуба. Арии зверей написаны на тексты басен Федотова «Гусиное перо», «Кот», «Усердная Хавронья». Основная идея оперы состоит в том, что главное в жизни доброта, сочувствие, верность, любовь и сострадание. Как известно, дружеские отношения связывали Чехова с С.Рахманиновым, который мечтал написать оперу «Дядя Ваня». Однако осуществить замысел не удалось. Написан был лишь романс на слова последнего монолога Сони «Мы отдохнем». Под впечатлением чеховского рассказа (или драматического этюда) «На большой дороге» Рахманинов сочинил симфоническую поэму «Утес». Оба произведения прочно вошли в число наиболее часто исполняемых произведений композитора.

Еще два музыкальных сочинения, не имеющих прямого отношения к чеховским сюжетам, посвящены его памяти — это кантаты Н.Пономаренко (1935) и В.Юровского (1961). Они звучат в исполнении симфонического оркестра, хора и солистов.

В наименьшей степени нам известны имена зарубежных композиторов, произведения которых никогда не шли на русской сцене. Наиболее известные из них: Анри Coгe, Кайли Лючиано, Петер Этвош, Хайби Ли, Пьер Ферроу.

Более всего они увлекались юмористическими сюжетами («Медведь», «Роман с контрабасом», «Хирургия» и др.), но рядом с ними были созданы оперы на более серьезные сюжеты, например «Смерть чиновника» А.Масканьи (не путать с Пьетро Масканьи, автором оперы «Сельская честь») или «Вишневый сад» Тоншера. Кроме этого английский композитор Бейт Стенли написал своеобразный опус «Вишневый сад»- только музыку, симфоническую поэму без сценического действия. Дважды в Италии была написана и исполнена грустная опера «Лебединая песня» по рассказу «Калхас». Румынский композитор Константинас Ноттара написал оперу «На большой дороге по рассказу «Осенью». Также стали операми в Германии и Румынии «Чайка» и «Три сестры» (см. список).

Обращает внимание то, что многие музыкальные сочинения были написаны с 1911 по 1916 гг., будучи, очевидно, приуроченными к 10-летней годовщине со дня смерти писателя. Об этих произведениях точных сведений собрать не удалось. Наибольшее же количество их было создано после 1954 г., очевидно, в связи с 50-летием со дня смерти Чехова.

Совершенно невероятной казалась причастность Чехова к искусству балета. Прорыв наступил в двух последних десятилетиях XX века. Музыкальность чеховской прозы стала очевидной и для создателей балета. Среди сюжетов, заинтересовавших мастеров балета все та же «Анна на шее», «Три сестры», «Дама с собачкой», которые до балета многократно воплощались и в музыке, и в кино.

Но первой на балетную сцену в 1980 году пришла «Чайка», самая загадочная и романтическая пьеса Чехова. Она была создана, благодаря фантазии и таланту Майи Плисецкой и композитора Родиона Щедрина.

На балетной сцене герои пьесы, получившие дополнительные возможности выражения своих чувств в виде пластики, музыки и движения стали в глазах зрителя более открытыми, откровенными и понятными.

«Парадокс состоит в том, что «Чайка» на балетной сцене — это одновременно и полная неожиданность, и внутренне закономерное явление. Оно подсказано кровным родством чеховского слова и музыки» (Паперный 3. Стрелка в искусстве.- М., «Современник».- 1986.).

Настоящей режиссерской и хореографической находкой в этом балете стала другая Чайка, появляющаяся в разных сценах балета: не героиня, а Птица Чайка- душа балета, его символ. Эту вторую Чайку также исполняет Плисецкая.

Та же творческая группа (М.Плисецкая, Р.Щедрин, В.Ливенталь) спустя пять лет поставила балет «Дама с собачкой» (1985). Оригинальная трактовка чеховского рассказа сохранила лишь двух действующих лиц, Анну Сергеевну и Гурова — все остальные лишь фоном, разноликой толпой, которую герои не замечают. Этот контраст породил особую лирическую атмосферу.

«Каждый миг этой истории прошит, пропитан печалью. Как мне мечталось, бредилось танцем передать безграничность чеховских оттенков, неповторимый настрой рассказа, тон, поэзию его, подтекст, грусть, таинство и простоту чеховской музыки» (Плисецкая М. Я — Майя Плисецкая.- М.: АО «Издательство «Новости», 1994.).

Оба балета шли несколько лет в Большом театре, вплоть до ухода

М. Плисецкой. «Чайка», кроме того, была ею поставлена во Флоренции (театр «Пергола», 1983) и в Гетеборге (Швеция, Муниципальный театр, 1985).

«Анна на шее» была воплощением впервые под названием «Анюта» на Ленинградском телевидении в 1982 году режиссером А.Белинским с хореографией Вл. Васильева. В 1986 году Васильев перенес постановку на сцену Большого театра. Большому успеху балета способствовала музыка Валерия Гаврилина и исполнение заглавной партии Е.Максимовой.

Балет получился по-настоящему «чеховским», чему в немалой степени способствовала грустная и одновременно лирическая линия отца Анны, Петра Леонтьевича, а прекрасно поставленная тарантелла Анны на балу стала исполняться отдельно, как концертный номер многими балеринами.

В последствии В.Васильев поставил «Анюту» во многих городах России и за рубежом: Неаполь, театр «Сан-Карло» (1986); Рига, театр Оперы и балета (1986); Казань, театр им. М.Джалиля (1989); Челябинск, театр Оперы и балета (1987); Пермь, театр Оперы и балета (1990) и др.

Пьеса «Три сестры»- драматическая история о судьбах сестер и окружающих их людей получила воплощение в балете «Зимние грезы». Один из ведущих балетмейстеров мировой сцены Кеннет Макмиллан поставил ее в Лондонском Ковент-Гардене на музыку Пятой и Шестой симфоний

П.И. Чайковского в 1991 году. Хорошо знакомый с русской музыкой Макмиллан ранее уже обращался к творчеству С. Прокофьева, Д.Шостаковича, И.Стравинского.

В его версии балета все по-чеховски благородно, тонко и немного грустно. Эту трактовку «Трех сестер» можно признать очень удачной.

В другой раз балет «Три сестры» поставил балетмейстер Валерий Панов, бывший танцовщик Мариинского театра. Его первая постановка 1984 года на музыку С.Рахманинова состоялась в г. Антверпене (Бельгия), которая не получила большого признания у специалистов и зрителей.

Во второй постановке Панов, опираясь на русскую школу поставил «Трех сестер» на сцене Театра оперы и балета в г. Бонне. Балет выглядел странно, нетрадиционно и был явно рассчитан на западную публику. Танцовщики сопровождали примитивную хореографию репликами на русском, французском и итальянском языках. Они пытались, видимо, объяснить публике, что происходит на сцене. Все получилось не по-чеховски громко, откровенно, а местами вульгарно. Таким образом, обе редакции Панова вряд ли можно признать удачными.

 

 

 

 

ЧЕХОВ В МУЗЫКЕ:

ОПЕРА, МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ, БАЛЕТ.

 

Все данные о музыкальных произведениях, вошедших в список, включают следующие сведения: название произведения, жанр, композитор, режиссер, хореограф, год создания произведения, страна или город, где была осуществлена первая постановка.

Однако не во всех случаях удалось собрать и указать вышеназванные данные. Не везде указаны имя или инициалы композитора, год создания или музыкальный жанр произведения, а так же его принадлежность к той или иной стране.

Тем не менее приведенный список уникален, так как более полного подбора музыкальных произведений «по — Чехову» на данный момент не существует ни в России, ни за рубежом, ни в Интернете.

 

 

 

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

1 .ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

 

• А чой-то ты во фраке…? (По водевилю «Предложение»). Комическая опера-балет. В 2-х действиях. Муз. С.Никитин . 1992. Москва.

• Анна Петровна. (По рассказу «Анна на шее»). Муз. комедия.

• Муз. В.Власов и В.Афере. Москва.

• Антрепренер под диваном. Муз. И.Прибик. 1921.Чехословакия. 1980. Москва.

• Беззащитное существо. Опера в 1-ом действии. Муз. Ходаш. Ростов-на-Дону.

• Ванька. Опера в 1-ом действии. Муз. А.Холминов. 1979. Москва.

• Ведьма. Опера в 1-ом действии. Муз. Ходаш. Ростов-на Дону.

• Ведьма. Опера в 1-ом действии. Муз. В.Власов и В.Афере. 1961. Москва.

• Ведьма. Опера в 1-ом действии. Муз. Б.Яновский. 1916. Москва.

• Верочка (по одноименному рассказу). Муз. Ю.Ищенко. 1971.

• Вишневый сад. Опера в 2-х действиях. Муз. А.Леман. 4-я симфония.

• Жалобная книга. Моноопера. Муз. И.Рогалев. Исп. С.Лейферкус. 1984. Ленинград.

 

 

• Забыл. Опера в 1-ом действии. Муз. И.Прибик. 1921. Одесса.

• Каштанка. Опера в 2-х действиях. Муз. В.Рубин. 1989. Новосибирск, Москва.

• Контрабас и флейта. Опера. Муз. Н.Сидельников. 1976.

• Медведь. Комическая опера. Муз. И.Семенов.

• «Мы отдохнем». Романс. Ор.26. (На слова монолога Сони из пьесы «Дядя Ваня»). Муз. С.Рахманинов.

• На деревню дедушке. (По рассказу «Ванька»). Опера в 1-ом действии. Муз.Т. Чудова. 1978.

• Не в духе. Опера в 1-ом действии. 1914. Санкт-Петербург.

• Памяти Чехова. Кантата. Муз. Н.Пономаренко. 1935. Москва.

• Памяти Чехова. Кантата (Симфоническая повесть памяти Чехова). Муз. В.Юровский. 1961.

• Радость. Опера в 1-ом действии. Муз. И. Прибик. 1922. Одесса.

• Роман с контрабасом. Опера-шутка в 3-х действиях, с прологом и эпилогом. Муз. А. Архангельский. 1916. Москва.

• Роман с контрабасом. Опера. Муз. А.Дуби’нский. 1936. Нью-Йорк.

• Свадьба. Опера. Муз. В.Эреннберг. 1916.

• Свадьба. Опера. Муз. А.Холминов. 1984. Москва.

• Свадьба. Опера. Муз. Т.Чудова.

• Свадьба с генералом. Мюзикл. Муз. Е. Птичкин. 1984. Москва.

• Скрипка Ротшильда. Опера. Муз. В.Флейшман. 1941. Москва. Оркестровка Д. Шостаковича. 1943.

• Страсти по Каштане. Детский мюзикл. Муз. И.Пономарекно. 1999. Санкт-Петербург.

• Третье направление. (По рассказам Чехова). Опера в 1-ом действии. Муз. С. Никитин. 1989. Москва.

• Утес. Симфоническая поэма. (По мотивам рассказа «На большой дороге». Муз. С.Рахманинов.

• Хирургия. Комическая опера в 1-ом действии. Муз. М.Остроглазов. 1914. Москва.

• Юбилей. Опера. Муз. С.Никитин. 1985. Москва.

 

 

П. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

 

• Адмирал. (По рассказу «Свадьба с генералом»). Веселая интермедия в 1-
ом действии. Муз. А.Андреоли. 1960. Италия.

• Ведьма. Опера. Муз. Хойби Ли. 1956. Англия.

• Вишневый сад. Опера. Муз. Тонтшер.

• Вопрос о браке. (По водевилю «Предложение»). Муз. Кайли Лючиано.

195 7. Италия.

• Контрабас. (По рассказу «Роман с контрабасом»). Комическая опера. Муз. Ханс Позер. Германия. ТУ.

• Контрабас. (По рассказу «Роман с контрабасом»). Опера. Муз. В. Букки.

• 1954. Италия.

• Контрабас. (По рассказу «Роман с контрабасом»). Опера. Муз.Анри Соге. 1931. Франция; 1958. Италия.

• Лебединая песня. (По рассказу «Калхас»). Опера в 1-ом действии. Муз.

Кайлли Лючиано. 1957. Италия.

• Лебединая песня. (По рассказу «Калхас»). Опера в 1-ом действии. Муз.

Л.Шайи. 1956. Италия.

• Вишневый сад. Симфоническая поэма. Муз. Бейт Стенли. 1911. Англия.

(Только музыка, без сценического действия).

• Мужлан. (По водевилю «Медведь»). Опера в 1-ом действии. Муз.

М.Буччи. 1949. США.

• Мужлан. (По водевилю «Медведь»). Опера в 1-ом действии. Муз.

М.Финк. 1955. США.

• Грубиян. (По водевилю «Медведь»). Комическая опера в 1-ом

действии. Муз. Д.Ардженто.-1957. США.

• Медведь. Комическая опера. Муз. Уильям Уолтон. 1967. Англия.

• Медведь. Опера. Муз. И.Ирасек. 1972. Чехословакия.

• Чудовище. (По водевилю «Медведь»). Комическая опера. Муз.

А.Бер-Вальбрун. 1914. Германия.

• На большой дороге. (По рассказу «Осенью»). Опера. Муз. Константинас

Ноттара. 1934. Румыния.

• Предложение. Опера. Муз. Л.Шайи. 1957. Италия.

• Предложение. Опера. Муз. Ретгер.

• Смерть чиновника («Апчхи»). Опера. Муз. А.Масканьи. Италия.

• Три сестры. Опера в 2-х действиях. Муз. Петер Этвош. 1998. Франция.

• Хирургия. Опера-буфф в 1-ом действии. Муз. Пьер Октав Ферроу.1928.

Франция.

• Хирургия. Опера в 1 -ом действии. Муз. Хайби Ли. США.

• Хирургия. Опера в 1-ом действии. Муз. А.Шарф.

• Чайка. Опера. Муз. Роман Влад. Германия.

 

 

БАЛЕТ.

 

• Анюта. (По рассказу «Анна на шее»). Балет в 2-х актах. Муз. В.Гаврилин. Хореография В.Васильев. 1982. Ленинград. ТУ; 1986. Большой театр.Москва; 1986. Неаполь. Театр «Сан-Карло»; 1986. Рига. Театр оперы и балета; 1987. Челябинск. Театр оперы и балета; 1989. Казань. Театр им. М. Джалиля; 1990. Пермь. Театр оперы и балета.

• Дама с собачкой. Балет в 2-х актах. Муз. Р.Щедрин. Хореография М.Плисецкая. 1985. Болыной театр. Москва.

• Зимние грезы. (Попьесе «Три сестры»). Балет в 2-х актах. Муз. П.Чайковский.(Фрагменты Пятой и Шестой симфоний). Хореография Кеннет Макмиллан. 1991.Театр Ковент Гарден. Лондон.

• Три сестры. Балет в 2-х актах. Муз. С.Рахманинов и А.Озолиньш. Хореография В.Панов. 1984. Антверпен (Бельгия).

• Три сестры. Балет-фантазия. Муз. С.Рахманинов. Хореография В.Панов. 1992. Бонн. Театр оперы и балета.

• Чайка. Балет в 2-х актах. Муз. Р.Щедрин. Хореография М.Плисецкая. 1980. Большой театр. Москва; 1983. Театр Пергола. Флоренция; 1985. Муниципальный театр. Швеция, Гетеборг.

 

 

Библиография к статье

 

1. Андрианов Г. Оперы по рассказам сатирика. (Об операх на сюжеты А.П.Чехова) //Сов. культура.- 1980, 12 августа.- с.8.

2. Балабанович Е. Чехов и Чайковский.- 3 изд.-М.: Московский рабочий, 1978.-186 с.

3. Григорович Н., Шлифштейн С. Русская литература в советской музыке.-Т. 1-2.- М., 1975.

4. Иванова Н.Ф. К поэтике чеховской прозы: Три романса на стихи А.С. Пушкина. — Чеховиана. — М., 1998. — Вып. 7.- с. 106-112. (О влиянии романса на звучание прозаического текста рассказов «Задача», «Ионыч» и повести «Три года»).

5. Колесова Н. «А чой-то ты во фраке?» // Муз. жизнь.- 1993.- № 2.

6. Музыкальная энциклопедия. — Т. 1-6.- М.: Сов. энциклопедия и Сов. композитор, 1973-1982.

7. Паперный 3. Стрелка искусства. (Сб. статей о А.П.Чехове).-М.: Современник, 1986.- 252 с.

8. Пикель К. Антон П. Чехов и Рихард Вагнер: музыка и текст.- Молодые исследователи Чехова.- М.,1998.- с.266-273.

9. Плисецкая М. Я — Майя Плисецкая.- М.: Новости, 1994.- 496 с.

10. Советские композиторы и музыканты. Справочник в 3-х т. — М.,1978-1989. 11.Тевосян А. Земля обетованная // Сов. музыка.- 1990.- № 12 (Об опере

«Каштанка»).

12.Чайка. Фотоальбом по балету Р. Щедрина. /Сост. и фотограф В.Пчелкин.-

М., 1985.-26 л. ил.

13.Чернова Н. Новый Вавилон: в Москве, в Москве и даже — на Таганке

// Театр.- 1993.- № 3.- с.115-119.(О балете В. Панова «Три сестры»). 14.А.П. Чехов и современный театр (1985- 1995). Библиографическая

информация. — М.: РГБ, 1995.

15.Эйгес И. Музыка в жизни и творчестве Чехова. — М.: Музгиз, 1953.- 94 с. 16.Штейнпресс Б.С. Оперные премьеры XX века. 1941- 1960. Словарь.- М.:

Сов. композитор, 1986. — 340 с.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники