31 мая на телеканале «Моя Планета» стартует новый телевизионный проект — программа «Мировые рынки с Александром Пряниковым». Мы встретились с ведущим и расспросили его о том, как проходили съемки, какие открытия и находки ждали съемочную группу, какие хитрости нужно знать о рынках и торговцах и где оседают вещи, купленные съемочной группой.
— Александр, вы уже снимали передачу о путешествиях — «Города и веси» для телеканала «Россия». Путешествия — теперь ваш главный жанр?
— Я люблю путешествовать, предпочитаю это делать самостоятельно: много езжу и всем интересуюсь. Поэтому снимать путешествия для меня как ведущего всегда было пределом мечтаний. Я понял, что это совершенно мое. И не так важно, снимаешь ли ты рынки или черные мессы, ведьмин шабаш или массовую свадьбу, это все детали одного жанра — путешествия. Когда в совместных беседах с телеканалом речь зашла о том, что у нас еще не охвачены рынки, я подумал: «Как же мне эта идея не пришла раньше?» Потому что, приезжая куда-либо, ты понимаешь, что там, на рынке, течет своя, особая жизнь. И внедрившись в эту жизнь, ты превращаешься из дурацкого туриста в местного человека. На рынке есть такая особенность: если ты там провел хотя бы один день, на следующий тебя все начинают узнавать и здороваются. Нигде, даже в отеле all inclusive, ты такого не добьешься. На третий день тебя уже спрашивают: «Привет, как дела? Как семья, как дети?» То есть там очень близко сходишься с людьми. И конечно, там бесценная почва для того, чтобы снимать и снимать.
— Где уже побывали, какие рынки сняли и что еще предстоит?
— Мы уже сняли рынки в Афинах и Стамбуле, сейчас готовимся лететь в Южную Корею. Там есть сеульский рынок молодых дизайнеров одежды, что мне лично чрезвычайно интересно: можно совместить приятное с полезным, одежду купить. А вообще, когда мне сказали, какие рынки мы будем снимать, у меня дух захватило, потому что на каждом из этих рынков чрезвычайно интересно побывать! В перспективе нам предстоит и плавучий рынок в Лаосе, и рынок магических предметов в Колумбии, и бесконечное число рыбных рынков — у меня только от словосочетания «рыбный рынок» аппетит просыпается. Это же на самом деле особый мир, сразу хочется туда поехать, поговорить с местными…
— А что вы покупаете? Расскажите про самые интересные находки.
— Из последних находок — боевая шпага за €20, антиквариат! Если ее очистить и у нас продавать, она будет стоить миллионы: очередь выстроится. Или вот сюжет перевернул мой мир с ног на голову: ты заходишь в мастерскую в Афинах, садишься на стул примерять сандалии и видишь газетную вырезку: на том же стуле сидел Джон Леннон, тут бывали принцесса Диана и принц Чарльз, покупали обувь Сара Джессика Паркер и Жаклин Кеннеди. Если б не программа, никогда бы не зашел в этот переулок. Или заходишь в лавку купить ковер, а там фото: в этой лавке отоваривались Хилари Клинтон, Кофи Аннан и Бон Джови, у них есть коврик, и у тебя есть коврик, приятно! Канал выделяет скромную сумму в $1 млн на каждую программу, на них мы все покупаем и везем. Я все пытаюсь продавить идею, чтобы мы все это потом продавали и программа вышла бы в плюс, потому что реально: привозишь чемоданы вещей, которые здесь в пять раз дороже стоят.
— А какова судьба этих вещей, где они сейчас?
— Они на складе. Часть вещей скапливается в студии. Там есть что-то, что я купил себе: например, сандалии — их, кроме меня, никто не сможет носить. Поэтому я надеюсь, что за хорошую службу они мне в итоге достанутся. Но пока все это лежит: то, что ты купил в кадре, автоматически становится героем программы.
— Вы теперь гуру по мировым рынкам?
— Я снимаю сливки с покупательского азарта — все выбираю, покупаю, потому что у меня хороший вкус, черт возьми, и чутье коллекционера. Я не знал, что оно во мне дремлет, но как только я погрузился в эти процедуры, я понял: да, я разбираюсь, я знаю, как выбирать рыбу, чем отличить хороший ковер от плохого. Понимать, что настоящее, а что ненастоящее, очень важно, и я с удовольствием все это впитываю.
— Как удается заслужить доверие у продавцов? Есть особая стратегия?
— Мы приезжаем. Все говорят: «Ой, телевидение из России!» На рынке что главное? Знать людей. Мы там обычно сразу знакомимся с самым главным человеком — президентом или председателем. Это наше секретное оружие. Потом мы с ним проходим по рынку: он в этот момент дает интервью, мы его фактурно снимаем, все на рынке понимают, что мы не с Луны свалились, все мы серьезные люди, и уже охотнее идут на контакт. Мы вместо наших зрителей знакомимся с людьми на рынке — они нам объясняют, где что надо покупать, как отличить настоящее от ненастоящего, я все это впитываю и зрителям отдаю. И я хожу со всеми братаюсь.
— Как рынок проявляет национальные характеры людей?
— Безусловно, национальный характер страны ярче всего проявляется на рынке — там, где деньги. Греки подходят с криками: «Русский! Дай я тебя обниму!» Но при этом они сурово торгуются, могут и голос повысить. Турки всегда пойдут навстречу русским — мы шли по рынку, они нам в спину кричали: «Россия, Путин, молодцы!» Клянусь! Больше всего волочатся за покупателями арабские торговцы. То есть они бегут за тобой, пока ты что-нибудь не купишь. Но на самом деле они оказались более европейскими, чем мы ожидали, они везде пишут на рынках: «Мы не торгуемся», считают это ниже своего достоинства.
— Почему стоит ехать на эти рынки за тридевять земель, в чем их привлекательность?
— А как же азарт? У человека, который где-то что-то купил — скажем, ковер (у нас тут они очень дорогие, а в Стамбуле стоят в десять раз дешевле), — появляется азарт и трепет: он разведал, нашел продавца, сторговался. Вот вам нужен ковер в гостиную, вы понимаете, что здесь он стоит, как иномарка, а в Стамбуле — как мотоцикл. Это настоящий шелк, ручная работа. И мы покажем человека на рынке, который продает такие настоящие ковры — чтобы люди загорелись: хочу-хочу. Или вот думаешь: где одежду купить за границей? Все знают про Милан. Но вот есть рынок молодых дизайнеров в Сеуле — что-то новое и интересное. Или Афины с уникальными сандалиями, антикварными серебряными вещами. Стамбул: километры кальянов, тонны одежды, турецкие фонари — медные, разноцветные, гроздьями висят, посуда очень интересная, в том числе антикварная, правда, стоит как самолет, турецкое золото повсюду… Когда оно перестало нас удивлять, мы пошли к тому, кто из этого золота делает украшения. Уже хотели купить золота килограммчик, но боялись перевеса в самолете.
— Кстати, вывезти все эти покупки не составляет проблем?
— Нет, с перевозкой нет проблем. Надо знать нужных людей. Обязательно при покупке берите специальный сертификат у продавца.
— В программе будет много практической информации — что, где, почем?
— Конечно! Будем рассказывать практические вещи. Например, я любитель всего вкусненького. А что может быть вкуснее сладостей со стамбульского базара? Или кофе, который лучший в Стамбуле? Но ты никогда не узнаешь, если не дойдешь до этой лавки, которая где-то на задворках и пахнет так, что ты понимаешь: здесь продается лучший в Стамбуле кофе. И председатель рынка тоже говорит: кофе покупаешь только там. Я хочу, чтобы программой заинтересовались не только коллекционеры старины, но и те, кто просто любит рынки и хочет прочувствовать страну глубже, чем обычный турист.
— Что еще удалось разведать о людях, торгующих на рынках, их жизни?
— Например, я узнал, что те, кто торгует в Стамбуле на базаре, — это торговцы в третьем-четвертом поколении, все истории начинаются одинаково: «Мой прадед торговал, мой дед торговал, потом отец и мне передал». Мы познакомились с одним хозяином кафе, у него математическое образование, еще он архитектор и фэшн-дизайнер, но при этом у него кафе в центре Гранд-базара. А нам сказали, что кто имеет там собственность, тот автоматически миллионер. На Гранд-базаре за все платят золотом. Аренда помесячная: например, 10 кг золота, 20 кг золота. Если вы видите, что на базаре бегают люди и неистово торгуют, знайте: вокруг вас бегают миллионеры.
Знаете, в чем прелесть рынка? Чем отличается рынок от пятизвездочных отелей? Тем, что в этом месте может не быть пятизвездочных отелей, а рынок есть всегда: в основе любого города стоит рынок.
Посмотрела несколько выпусков цикла, и хочу заметить, извините за некоторую резкость, но, Александр, вы явно переигрываете, больше достоинства, не надо так кривляться в камеру , это невероятно раздражает и мешает воспринимать интересный материал.Тем более, что вы человек зрелый, и уже седина проглядывает. Почему вообще мужчины-ведущие на канале планета считают своим долгом,извините.кривляться. Я говорю о передаче «Ночная жизнь», кажется так называется. Там парень тоже очень развязный, но. поскольку молодой, это ещё можно терпеть. И, вот — появляется новый цикл фильмов и ведущий, который взял на вооружение такую манеру. Зачем?
sogleasen