В 49 лет Андрей бросил работу, изменил привычный уклад жизни и в конце концов стал студентом. Сейчас, спустя четыре года, он получил диплом юриста, о котором мечтал всю жизнь.
«Моя сестра прочитала в газете объявление о том, что нотариусу срочно требуется помощник, который умеет вслепую быстро набирать тексты на компьютере. И позвонила мне: «Ты хорошо печатаешь и всегда мечтал о юриспруденции. Попробуй, вдруг это твой шанс!». Я действительно с юности мечтал стать юристом. Но вот так, вдруг, почти в 50 лет свернуть с пути, по которому шел большую часть жизни… Это было очень странно, и мне было страшно.
По образованию я химик, но еще во время учебы в институте стал работать в системе снабжения. Эта профессия меня кормила, была не очень интересна, но позволяла жить по свободному графику. Снабженцы требовались везде, а мне было необходимо работать как можно ближе к дому – я опекал родителей, которые долго и серьезно болели..
После 40 лет, уже потеряв маму, а потом и отца, я впервые задумался о том, что могу сменить работу, а может быть, и получить второе образование. У меня впервые появилось свободное время для себя, и я мечтал, планировал. Но чтобы сделать юриспруденцию своей профессией, да еще прийти прямо с улицы в нотариальную контору и сказать: «Я хочу у вас работать», – я даже представить этого не мог. Ведь для такой работы нужен диплом юрфака, нужно быть включенным в эту профессиональную среду с молодости… Сделать решительный шаг мешала и неуверенность в своих силах, и страх, что в свои годы я буду выглядеть смешно и жалко в качестве новичка.
Тем не менее вышло все именно так: я, 49-летний мужчина, только что перенесший несколько операций на суставах, еще с палочкой пришел к нотариусу и сказал: «Вам нужен помощник? Возьмите меня! Я умею печатать вслепую десятью пальцами, я не юрист, но сумел самостоятельно выиграть арбитражный суд в споре с обанкротившимся банком, где сгорел мой вклад. И я хорошо знаю законы». Я чувствовал себя уверенно и почему-то совсем не волновался. У меня не было больших требований по заработку, и я честно сказал: «Готов начать работу в этой профессии практически за любые деньги…» Мой будущий начальник выслушал меня спокойно и попросил выполнить тестовое задание – напечатать небольшой текст. А затем пригласил на работу, сказав: «Ваш оклад 14 тысяч рублей; сумеете проявить себя, он будет расти». На следующий день я стал помощником нотариуса.
Я был счастлив. Долгие годы у меня была двойная жизнь: на работе я занимался учетом материальных ценностей, зато все свободное время тратил на изучение законов, а на ночь читал Гражданский кодекс. Причина такого страстного интереса к праву была в том, что я много лет вел борьбу с бюрократизмом чиновников. Добиваясь для себя и своих знакомых справедливых решений, я действовал как юрист-самоучка. Мое увлечение началось с неудачного похода к нотариусу – при оформлении дела о наследстве он отказался учитывать льготы, которые были у моего отца, ветерана войны. Я возмутился, изучил закон, и правда оказалась на моей стороне. Тогда я составил обоснованную жалобу в управление Минюста по Московской области, и аргументы подействовали. Нотариус позвонил, извинился, что не вник в ситуацию… В конце концов мы даже с ним подружились. Он оказался очень грамотным юристом.
Этот случай меня воодушевил. Я стал помогать друзьям и коллегам: составлял для них исковые заявления, правил тексты договоров…И ясно понимал, что многие чиновники бессовестно пользуются нашей юридической безграмотностью. И победить их можно их же оружием, нужно лишь не лениться, внимательно читать законы, находить толкование спорных положений, и главное – грамотно и четко излагать обстоятельства дела на бумаге. Неожиданно для себя я стал получать от этой борьбы удовольствие. Отстаивая права других людей, защищая их от несправедливости я чувствовал гордость, когда удавалось выиграть дело, доказать чиновнику, что никого нельзя «отфутболивать», заморочив голову непонятной абракадаброй из юридических терминов.
И вот теперь, в нотариальной конторе я стал вникать в работу юриста-консультанта. Подписался на электронное обновление по законодательной базе, систематизировал нормативно-правовые акты по различным областям гражданского права. Много читал специальную литературу. И все яснее понимал, что быть юристом-любителем и юристом-профессионалом – это не одно и тоже. Мне не хватало системы в знаниях, знания основ права, а главное – без диплома юриста ни о каком продвижении по службе и речи быть не могло. Начальник, который всегда поощрял мой энтузиазм, стал все чаще говорить, что мне нужно получить юридическое образование. Но прошел еще год, прежде чем я решился поступить в юридический институт. Лысый, немолодой мужчина – как я сяду за одну парту с безусыми мальчишками? Эта мысль беспокоила меня и не давала покоя. Боясь ошибиться с выбором вуза, я изучил рейтинги институтов, ходил на выставки, посвященные второму образованию, и в результате поступил в Институт государства и права.
Далеко не сразу я признался на работе, что опять стал студентом, – мне было неловко. Казалось, что не потяну, что учиться будет трудно: не та память, не то внимание… Но постепенно я втянулся, за три года учебы лишь один раз получил четверку, так что теперь говорю с полной ответственностью: учиться можно в любом возрасте.
Пятерки в зачетке, а теперь и диплом – это источник огромного удовлетворения. Мне понравилось учиться, и учиться хорошо. Но гораздо важнее для меня то, что моя профессиональная карьера наконец-то движется по осознано выбранному мной, а не по случайно заданному вектору, как это было в юности и потом еще на протяжении долгих-долгих лет. Я знаю, что могу собой гордиться.
Друзья не раз говорили о том, что нужна серьезная мотивация и определенное мужество, чтобы начать работу с нуля, решиться сменить профессию в 49 лет, когда все вокргу говорят о недалекой пенсии. Но для меня все было наоборот. Решение сменить профессию принесло большое облегчение: мне больше не нужно выполнять скучную работу, только ради денег. И у меня есть время состояться в профессии (к счастью, ограничений по возрасту для нотариуса нет). Мне нравится в работе нотариуса то, что он равно удален от всех участников юридической сделки или правового спора, он стоит над схваткой. Прокурор всегда обвиняет, адвокат всегда защищает, корпоративный юрист стоит на страже интересов своей организации. А нотариус разъясняет права и обязанности всем сторонам, словно арбитр. Эта независимость и привлекает меня.
Свое предназначение в жизни я вижу именно в том, чтобы помогать людям осуществлять их права. Мои профессиональные знания позволяют защищать их от произвола бюрократов и помогают восстановить справедливость, и это придает мне силы и приносит удовлетворение.
А оклад снабженца я перерос через девять месяцев после прихода в нотариальную контору: каждый квартал мне повышали зарплату. Я получил диплом и сейчас готовлюсь сдать квалификационный экзамен на получение профессиональной лицензии. Будущее в роли юриста кажется мне вполне достижимым. Я вполне удовлетворен своей жизнью и знаю, что я на своем месте. Мне удалось победить страх, преодолеть свои комплексы и у меня есть мощный стимул: может, это прозвучит слишком громко, но я хочу внести свой вклад в то, чтобы наша страна стала хоть немного более комфортной для людей, чтобы правовой нигилизм сменился уважением к закону. Другими словами, мне удалось найти свое настоящее призвание, и это наполняет мою жизнь смыслом, которого раньше мне не хватало».